Добро пожаловать на сайт Посольства Индонезии в Казахстане | Стипендиальная программа KNB | Индонезийская стипендиальная программа культуры и искусств 2013

Культура

В результате коллективных творческих усилий различных народов, приходивших на архипелаг, произошло наслоение разных культур. Свое воздействие последовательно оказали индуизм и буддизм, попавшие на острова в первую очередь из Индии и с 8 в. успешно закрепившиеся на Яве и Бали; ислам, привнесенный в 14 в. со Среднего Востока купцами и проповедниками; европейские традиции, которые внедрялись португальцами в 16 в. и затем голландцами вплоть до начала 19 в.

Музыка и танец

Примером соединения индуистского влияния и местной традиции может служить знаменитый яванский театр теней (ваянг-кулит), популярный также и на Бали. Во время представления кукловод (даланг) передвигает перед белым экраном фигуры кукол, сделанных из кожи буйвола, на которые направлен свет масляного светильника. На фоне экрана отчетливо видны куклы, а на самом экране их тени. Продолжающееся всю ночь представление ваянг-кулит – не только спектакль, но и своеобразное ритуальное действо. Разыгрывание сюжетов из индийских эпосов Рамаяна и Махабхарата служит прославлению богов, умиротворению духов и обогащению души зрителей. Полагают, что древнее искусство ваянг-кулит могло зародиться в Китае или Южной Индии, однако скорее всего возникло именно в Индонезии.

По некоторым оценкам, на каждого жителя на Яве приходится в 40 раз больше кукольных трупп, чем в США, и, разумеется, ничуть не меньше это соотношение на Бали. На Яве, кроме того, существуют театр объемных деревянных кукол ваянг-голек, театр актеров в масках – ваянг-топенг и актеров без масок – ваянг-вонг, в котором живые артисты-танцоры искусно имитируют неуклюжие движения марионеток. Помимо собственных разновидностей кукольного театра, на Бали традиционно исполняют такие танцы, как кечак (обезьяна) или крис (кинжал), отображающий поединок между ведьмой и драконом. Следует добавить, что на обоих островах популярен также оркестр гамелан, состоящий из местных ударных инструментов, струнного ребаба, местного струнного щипкового инструмента и бамбуковых флейт. На Бали такие оркестры предпочитают быстрые ритмы, а на Яве – плавные мелодии.

Важное, хотя и менее заметное влияние на культуру и искусство Индонезии оказал ислам. Достаточно вспомнить арабский оркестр гамбусан, малайский танец пентжак силат с элементами борьбы дзюдо или чтение нараспев стихов из Корана – мастерство, которое высоко ценится и соответствующим образом вознаграждается на конкурсах. Наконец, благодаря мусульманским проповедникам в стране появилось немало религиозных книг на малайском и арабском языках.

 

Литература

В начале 20 в. возникла и стала развиваться современная индонезийская литература, тесно связанная с национально-освободительным движением. Издательство «Балэй пустака» («Дом литературы»), основанное колониальным правительством в 1908, до сих пор продолжает свою деятельность. В 1933 три молодых писателя с Суматры – Сутан Такдир Алишахбан, Армайн Пане и Амир Хамзах, стремившиеся в литературной форме выразить духовный мир своей страны, начали выпускать малотиражный литературно-художественный и общественно-политический журнал «Пуджанга бару» («Новый писатель»). В произведениях, которые увидели свет благодаря издательству «Балэй пустака» и журналу «Пуджанга бару», нередко изображались проблемы молодых индонезийцев, путь которых к свободе и прогрессу преграждали семейные традиции и родовые пережитки.

После падения колониального режима в литературе Индонезии произошел крутой поворот, связанный с возникновением нового литературного течения – Поколение 1945-го. Под влиянием воспоминаний о годах японской оккупации появилась язвительная проза Идруса (1921–1971), страстная поэзия Хайрила Анвара (1922–1949) и великолепные воспоминания Прамудьи Ананты Тура – Мир человеческий (1980), Сын всех народов (1980), Следы шагов (1985) и Стеклянный дом (1988), объединенные в тетралогию Квартет Буру. Многие годы эти произведения, в т.ч. написанные Анантом Турой в период его заключения на о-ве Буру, а затем под домашним арестом в Джакарте, были запрещены в Индонезии. Не менее прохладно официальными властями Индонезии было встречено произведение Ромо Мангуна Ткач-птица (1991), удостоившееся Премии писателей Юго-Восточной Азии.

Среди множества талантливых поэтов, пришедших в литературу в годы после обретения страной независимости, можно выделить имена Аипа Росиди, Субагио Састровардоджо, Сапарди Джоко Дамоно, Рендры (Виллибродуса Сурендры Брото). Рендра проявил себя не только в поэзии, но также в драме, о чем свидетельствуют его сатирическая пьеса Барзанджи (Празднование рождения Мухаммеда) и перевод на индонезийский язык пьесы В ожидании Годо Сэмюэла Беккета.

 

Изобразительное искусство

Индонезия сохраняет определенные традиции в современном изобразительном искусстве. Работы первых мастеров (С. Суджойоно, А.Джая, К.Аффанди, Х.Нгантунг, Б.Ресобово) были проникнуты национальными мотивами. В 1937 было создано Объединение художников Индонезии (Персатуан Ахли Гамбар Индонесия, Персаги). На Яве в 1950-е были открыты Академия изобразительного искусства в Джокьякарте (ныне Институт искусств Индонезии) и кафедра изобразительного искусства в Бандунгском технологическом университете. Такие живописцы из Бандунга, как Попо Искандар, Мохтар Апин и Срихади Сударсоно, творили в основном в абстрактной манере, в то время как на полотнах выпускников академии Джокьякарты – Аффанди, Хендра и Суджойоно в реалистической манере изображены повседневная жизнь народа, а также сцены борьбы за освобождение страны от голландской колониальной зависимости. Позже стиль социального реализма, выраженный в изображении повседневной жизни со всеми ее проблемами, был продолжен в творчестве таких художников, как Джоко Пекик, Харди, Джим Супангкет, Деди Эри Суприа, Харис Пурнама, Бонионг Мунни Арди и другими представителями Движения нового искусства (Геракан Сени Рупа Бару). В 1960-е открылись Джакартский институт художественного образования и кафедры изобразительного искусства в некоторых педагогических институтах. На о.Бали в городе Убуд работает известная Академия живописи и резьбы. Индонезийские художники-мусульмане, такие как А.Ф.Пироус, создали немало полотен на сюжеты Корана.

В конце 1960-х некоторые местные художники использовали традиционную технику изготовления батика (нанесение на ткань узора расплавленным воском перед последующим ее окрашиванием) для создания нового жанра – батиковой живописи. Представители многих национальных меньшинств Индонезии занимаются изготовлением тонких кружевных тканей со сложным рисунком. Индонезийцы – искусные резчики по дереву и кости. Значительную часть изделий производят с учетом растущего спроса со стороны иностранных туристов и коллекционеров.

 

Театр и кинематограф

Современный театр зародился в начале 20 в. и был представлен в основном школьными и любительскими труппами с их стилем, близким как европейскому театру, так и традиционному. Индонезийскую драматургию этого периода связывают с именами таких писателей, как Рустам Эффенди, Мохаммад Ямин, Сануси Пане и Армайн Пане. После Второй мировой войны и борьбы за независимость на базе студенческих трупп возникло множество театров-студий, возглавлявшихся такими мастерами, как Усмаром Исмаилом, в постановках которых доминировали не только произведения известных европейских драматургов, но и индонезийских авторов, творчество которых было проникнуто идеями социального протеста и национального возрождения. Наибольшей известностью сегодня пользуются такие театральные коллективы Индонезии, как Театр Кечил (Коммунальный театр; рук. Арифин С. Нур), Театр Мандири (Независимый театр; рук. Путу Виджая), Театр Популер (Популярный театр; рук. Тегух Карья) и Бенгкел Театер (Театральная мастерская), созданный в 1967 известным поэтом и драматургом Рендрой. Часто ставятся пьесы на местные темы, иногда в сопровождении оркестра гамелан и элементами традиционного театра (куклы, маски и т.д.). В последнее десятилетие вновь получил развитие уличный театр, бывший популярным в послевоенные годы.

Кинематограф начал развиваться в начале 1920-х годов. Первый немой фильм Лутунг Касарунг (по одноименной сунданской легенде) был снят в 1926 голландскими режиссерами Г.Крюгером и Ф.Карли. В последующие годы были образованы ряд кинокомпаний (Тан филм компани, Ява филм компани и др.), принадлежавших индонезийцам китайского происхождения. Своего пика кинопроизводство в Нидерландской Ост-Индии достигло в 1941, когда было поставлено 28 фильмов. В годы Второй Мировой войны и в период борьбы за независимость число картин сократилось; в основном выпускались ленты пропагандистского характера.

Кинопроизводство возобновилось в 1950. Ведущую роль в нем играли частные кинокомпании Перфини (Объединение индонезийского национального кино, основанное режиссером Усмаром Исмаилом) и Персари (Объединение артистов Республики Индонезия). Неигровое кино снимала Государственная кинокомпания «ПФН» (осн. в 1950). В кинокартинах 50–60-х (выпускалось от 35 до 55 фильмов в год) преобладали темы борьбы за независимость. Среди режиссеров той эпохи можно отметить Усмара Исмаила (Кровь и молитва, 1950; Таму Агунг, 1955) и Бахтиара Сиагина (Туранг, 1954; Завтра мы восстанем). С приходом к власти Сухарто (1965) многие деятели кино подверглись репрессиям (напр., Б.Сиагиан находился в заключении на о.Буру до 1979), а производство сократилось до 6–12 фильмов в год. Большинство снимаемых фильмов в 1970–1990-е гг. составляли исторические ленты и мелодрамы, а также «массовое развлекательное кино» (комедийные и семейные сериалы, фильмы ужасов и т.д.).


| Печать